От полутора миллионов за рубль до 10 миллионов за 50 копеек. Самые дорогие лоты весенних нумизматических аукционов в Москве ... 50 копеек 1929 года — 10 млн рублей
Существуют монеты, которые представляют собой сплошную загадку. После свертывания НЭПа советское правительство задумало перейти к чеканке медно-никелевой монеты взамен серебряной. Серебро — валютный металл — требовалось для нужд индустриализации. Чтобы граждане не припрятывали серебряную мелочь, реформа готовилась в тайне (на уцелевших документах стоит гриф «совершенно секретно»). В 1931 году в СССР в обращении появились медно-никелевые 10, 15 и 20 копеек. Монеты в 1 рубль и 50 копеек было решено вообще не чеканить.
В архиве Ленинградского монетного двора сохранился штемпельный инструмент пробных 10 и 50 копеек, но ни единого образца самих монет. Однако несколько лет назад в одной частной коллекции обнаружился полтинник — единственный известный на сегодня экземпляр пробной чеканки 1929 года. В мае 2011 года на аукционе «Знакъ» он был продан покупателю, сделавшему ставку по телефону, за 10 млн рублей. Это рекордная цена на российскую или советскую монету за последние три года.
12 рублей 1836 года — 4,65 млн рублей
Российская империя была единственной страной, выпускавшей для обращения монеты из платины. Платиновые 3, 6 и 12 рублей чеканились с 1828 по 1845 годы довольно большими тиражами, по нескольку тысяч штук в год. Но монеты некоторых лет известны в считанных экземплярах — предположительно, они отчеканены во второй половине XIX века по заказу состоятельных коллекционеров. Например, 12-рублевок с датой 1836 было выпущено всего одиннадцать.
На аукционах они появляются крайне редко и неизменно растут в цене. Так, в декабре 2010 года на торгах британского аукционного дома Bonhams 12 рублей 1836 года «ушли» за $96 000 (около 3 млн рублей). А в минувшем апреле такая же монета на аукционе московской фирмы «Монеты и медали» продалась уже за 4,65 млн рублей.
25 рублей 1908 года — 1,9 млн рублей
В начале XX века в Сибири на императорских приисках был найден пятикилограммовый самородок золота. Николаю II захотелось изготовить из него монеты для подарков родственникам и приближенным на праздновании своего 40-летия в 1908 году. Самородка хватило на 150 золотых. Позже по заказу великого князя Георгия Михайловича, страстного коллекционера, было отчеканено еще 25 таких монет.
25 рублей 1908 года считаются очень редкими, тем не менее, за последние полтора года они выставлялась на российских и зарубежных аукционах пять раз. В апреле 2011 года на аукционе «Имперiя» 25-рублевка не лучшей сохранности — с забоинами и царапинами — продалась за 1,9 млн рублей. В отличном состоянии, без каких-либо повреждений, она стоила бы вдвое больше.
5 копеек 1916 года — 1,6 млн рублей
Пробные монеты с датой 1916 — свидетели последней и несостоявшейся денежной реформы в Российской империи. За время мировой войны покупательная способность рубля сильно упала, из оборота начали исчезать, оседая в «заначках», как серебряные монеты, так и медная мелочь. Медные монеты нового образца (1,2,3 и 5 копеек) предполагалось делать вдвое легче тех, что были в обращении. Революция похоронила этот проект. Сколько было изготовлено «пробников» — неизвестно.
В 1927 году Ленинградский монетный двор отчеканил подлинными штемпелями некоторое количество таких монет для продажи коллекционерам. Тем не менее, они до сих пор считаются редкими. В апреле этого года 5 копеек из пробной серии 1916 года были проданы на аукционе «Монеты и медали» за 1,6 млн рублей. Осенью 2010 года ровно такой же пятачок «ушел» с торгов за 1,3 млн рублей.
1 рубль 1806 года — 1,55 млн рублей
Император Александр I, вступив на престол, по непонятным причинам отказался от чеканки монет со своим портретом. Не то чтобы ему не нравился собственный профиль — известны наградные медали с теми же портретами монарха, что и на пробных рублевиках. Но они так и остались пробными. В середине XIX века Санкт-Петербургский монетный двор изготовил по частным заказам новоделы этих монет нескольких разновидностей (судя по документам — не менее 30 штук). Один из них — с портретом Александра I в гвардейском мундире и орлом на обороте — на последних торгах «Монет и медалей» «ушел» за 1,55 млн рублей. Если продавец покупал монету накануне кризиса, то сильно прогадал. В 2007 году цена на такой «пробник» доходила до 2 млн рублей.
1 рубль 1705 года — 1,5 млн рублей
До 1730-х годов, когда были открыты богатые прииски на Алтае, у России не было своего серебра — монеты чеканились из привозного металла. В 1704 году по инициативе Петра I в Москве начали выпускать серебряные рубли по образцу западноевропейских талеров. Эти же монеты служили сырьем для чеканки. Первое время их, случалось, не переплавляли, а сразу отправляли под пресс.
На аукционе «Монеты и медали» выставлялся интересный экземпляр такого рубля — монета 1705 года, перечеканенная из польского талера 1630 года (причем с ошибкой в написании новой даты — редкая разновидность штемпеля). Ее цена в ходе торгов поднялась до 1,5 млн рублей, тогда как рубль того же года обычной чеканки был продан за 400 000 рублей.
1 рубль 1861 года — 1,4 млн рублей
Нумизматы, как и любые коллекционеры, высоко ценят сохранность того, что собирают. Идеальное состояние монеты — proof, первый оттиск штемпеля на полированной заготовке — само по себе бывает редкостью. Рубль 1861 года proof на апрельских торгах «Русского нумизматического дома» был продан за 1,4 млн рублей. Покупатель платил за уникальное состояние монеты.
Рублей в 1861 году было отчеканено более 70 000 штук, в состоянии proof — считанные единицы. Последний раз такая монета выставлялась на авторитетном германском аукционе Gorny & Mosch в 2005 году. Кому-то удалось приобрести ее всего лишь за €5250 (около 180 000 рублей).
Коллекционеры вновь оставляют приличные деньги на торгах. В апреле-мае этого года пять московских аукционных фирм — «Монеты и медали», «Знакъ», «Александр», «Русский нумизматический дом» и «Имперiя» — продали монет примерно на 140 млн рублей. Экономический кризис сильно скорректировал цены на нумизматическом рынке. По словам гендиректора и совладельца фирмы «Монеты и медали» Игоря Лаврука, время выгодных покупок еще не прошло.
Однако за некоторые монеты на аукционе может возникнуть борьба, в результате цена намного превысит эстимейт.
Владелец компании «Знакъ» Илья Горянов тоже отмечает, что цены на многие коллекционные монеты пока невысоки. Правда, это касается относительно простых, распространенных предметов — от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч рублей за монету. Цены же на редкости вернулись на докризисный уровень. Как говорит Лаврук, на рынке ощущается нехватка раритетных монет. Горянов добавляет, что сейчас на торгах «правят бал» коллекционеры, которым нужны вещи в исключительном состоянии или очень редкие.